Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Цельнометаллический
свободнонесущий моноплан Туполев ТБ-3 впервые поднялся в воздух 22 декабря
1930 г., а серийное производство началось в конце 1931 г. и продолжалось до начала
1937 г.; всего было построено 818 машин. Самолеты ТБ-3 составляли основу
подразделений тяжелых бомбардировщиков советских ВВС. К 1941 г. большинство
из них были переделаны в парашютно-десантные или грузовые транспортные
самолеты под обозначением Г-2. Кроме этого, их использовали в качестве ночных
бомбардировщиков и для транспортных перевозок всех видов, включая перевозку
танков между стоек шасси и буксировку планеров. Проектирование нового четырехмоторного тяжелого
бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6) в КБ А.Н.Туполева началось в 1925 году. Опытный
экземпляр был поднят в воздух летчиком М.М.Громовым 22 декабря 1930 года.
После проведения успешных летных испытаний самолет рекомендовали к серийному
выпуску. Серийное производство началось в 1932 году. Первые серийные машины
оснащались моторами жидкостного охлаждения М-17. По своей схеме самолет ТБ-3 представлял собой дальнейшее
развитие ТБ-1, но значительно превосходил его по грузоподъемности, дальности
и взлетному весу. В 1931 году под руководством А.А.Микулина был создан первый
удачный мощный мотор отечественной конструкции М-34. Этими моторами и стали
оснащаться серийные ТБ-3. С непрерывным улучшением мотора М-34, происходило и
улучшение бомбардировщика. С 1934 года ТБ-3 выпускался с редукторными М-34Р,
которые заметно улучшили летные характеристики самолета. Со снятым вооружением такие самолеты совершили в 1934
году перелеты в Варшаву, Париж и Рим. В 1934 году самолет был модернизирован.
На него установили новые моторы М-34РН, оборудованные нагнетателями, улучшили
аэродинамику и оборонительное вооружение. Эти бомбардировщики стали
выпускаться серийно с 1935 года. В 1936 году летчиком Юмашевым А.Б. на ТБ-3
были установлены несколько мировых рекордов подъема груза на высоту. В 1937
году на четырех специально переоборудованных самолетах экипажи летчиков
М.В.Водопьянова, В.С.Молокова, И.П.Мазурука и А.Д.Алексеева совершили
воздушную уникальную операцию по высадке на лед в районе Северного полюса
полярной экспедиции во главе с И.Д.Папаниным. Последняя модификация ТБ-3 с еще более мощными моторами
М-34ФРН выпускались с 1936 года. ТБ-3 широко использовались как
бомбардировщики в боевых операциях против японцев на Халхин-Голе в 1939 году.
Применялись они и в первые годы Великой Отечественной войны на Северном
фронте и в районе Смоленска как бомбардировщики и десантные самолеты. Большое
число ТБ-3 (Г-2) со снятым вооружением использовались как грузовые и
пассажирские самолеты на Крайнем Севере и на юге страны. Всего было построено
818 самолетов этого типа. |