Пикирующий бомбардировщик Пе-2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Советский конструктор Владимир
Михайлович Петляков в конце 30-х гг. спроектировал новый высотный истребитель,
получивший обозначение ВИ-100. Это был свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем
круглого сечения, убирающимся шасси с хвостовым колесом и двухкилевым
вертикальным оперением в виде концевых шайб. Два V-образных 12-цилиндровых
двигателя M-105 мощностью 783 кВт (1050 л.с.) с турбонагнетателями TK-3 были
установлены в крыле. Пилот располагался в закрытой кабине, намного впереди
передней кромки крыла. Стрелок располагался около задней кромки крыла. Первые
полеты самолет ВИ-100 совершил в 1939-40 гг. Были выявлены проблемы с путевой
устойчивостью (решена за счет увеличения площади вертикального оперения) и с
амортизаторами шасси. В конце мая 1940 г. было решено перепрофилировать самолет
для использования в качестве трехместного пикирующего бомбардировщика ПБ-100.
Внутренняя компоновка была переделана: место пилота было немного изменено,
оборудовано место для штурмана впереди и ниже кресла пилота. Один самолет
ПБ-100 был переделан из модели ВИ-100. После испытаний самолет, ставший
выдающимся тактическим бомбардировщиком, был запущен в производство под
обозначением Петляков Пе-2. Планер самолета был мало изменен по сравнению с
моделью ПБ-100, за исключением дополнительных изменений во внутренней
компоновке мест. Пилот стал располагаться в левой части увеличенной кабины, а
штурман - на вращающемся кресле сзади и справа от него, что обеспечивало ему
доступ к пулемету, а также возможность легко переместиться в позицию лежа при
бомбометании. Третьим членом экипажа был воздушный стрелок-радист,
располагавшийся позади топливного бака в отдельном отсеке, который имел
верхний люк, два боковых окна и подфюзеляжную позицию для пулемета. Первый серийный Пе-2 поднялся в воздух 18 ноября 1940 г.,
а к 22 июня 1941 г. было поставлено в общей сложности 458 таких машин. С конца
апреля 1941 г. Пе-2 стал основным тактическим бомбардировщиком советских ВВС.
К окончанию производства в 1945 г. было построено 11427 самолетов. После
войны Пе-2 поставлялись в Чехословакию, Польшу и Югославию. |