Средний бомбардировщик СБ |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Первый опытный экземпляр
самолета Туполев АНТ-40 (СБ) - "СБ"
означало "скоростной бомбардировщик" - впервые поднялся в воздух 25
апреля 1934 г. с двумя звездообразными двигателями Райт Циклон (Wright Cyclone). Переоснащенный
советскими моторами М-87, он был перестроен после аварии при посадке и
значительно модифицирован. Второй и третий опытные самолеты имели двигатели Испано-Сюиза (Hispano-Suiza),
увеличенную хорду крыла, более высокое вертикальное оперение и переработанные
элероны. Эти самолеты поднялись в воздух в октябре 1934 г. и сентябре 1935 г.
соответственно; серийное производство началось в 1935 г. Бомбардировщик СБ был
цельнометаллическим среднепланом с экипажем из трех или четырех человек.
Первые серийные самолеты оснащались двигателями М-100 мощностью 559 кВт (750
л.с.). Впоследствии они были заменены двигателями
М-100А мощностью 641 кВт (860 л.с.), а последний серийный вариант СБ-2бис,
впервые поднявшийся в воздух в октябре 1936 г., имел более мощные двигатели
М-103. Серийное производство составило 6656 самолетов. Последние машины
появились в конце 1940 г. Самолет СБ-2 сначала хорошо зарекомендовал себя в
Испании, позднее на Дальнем Востоке, но ко времени его участия в Финской
войне 1939-40 гг. безнадежно устарел. Среди зарубежных пользователей была
Чехословакия, которая импортировала 53 самолета СБ с
двигателями М-100А, а затем начала его производство по лицензии с двигателями
Испано-Сюиза. Всего было поставлено 111
экземпляров, причем большинство из них использовались Люфтваффе в качестве
учебно-тренировочных самолетов и буксировщиков планеров после падения
Чехословакии. Финляндия использовала 24 бомбардировщика СБ
и СБ-2бис. Китай получил около 200 бомбардировщиков СБ
в конце 1937 г. В июне 1941 г. бомбардировщиками СБ
было укомплектовано большое число эскадрилий ВВС Красной Армии. Многие были
потеряны. Уцелевшие продолжали использоваться до
1943 г., главным образом, в ночных операциях. Разработки бомбардировщика СБ включали транспортный самолет ПС-40, поставленный
Аэрофлоту в 1938 г.; учебно-тренировочный самолет для экипажей УСБ или СБ-3 с
открытой кабиной инструктора в новой сплошной носовой части; транспортные
самолеты ПС-41 и ПС-41бис, построенные в 1939 г. и 1940 г., соответственно;
бомбардировщик-торпедоносец (1936 г.) АНТ-41 (Т-1) и двухместный пушечный
истребитель АНТ-46 (ДИ-8). |