Дальний бомбардировщик Ар-2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
К началу второй мировой войны
бомбардировщик СБ, составлявший основу советской
фронтовой бомбардировочной авиации (будучи единственным серийным самолетом в
СССР подобного назначения), морально устарел и нуждался в замене. Попыткой продлить жизнь СБ стало
создание опытного самолета ММН с двигателями М-105. Он был предъявлен на госиспытания в сентябре 1939 г. От самолета СБ бис 3 он отличался двигателями, более совершенной
формой носовой части фюзеляжа, уменьшенной на 8,5 кв.м. площадью отъемных
частей крыла, значительно увеличенной площадью щитков-закрылков и
горизонтального оперения, а также конструкцией отъемных частей крыла с
применением балочных лонжеронов и штампованных из листа нервюр. На основе опыта создания и летных испытаний самолета ММН
была разработана последняя модификация СБ -
пикирующий бомбардировщик СБ-РК, который завершил развитие одного из самых
массовых и знаменитых боевых самолетов мира 1930-х годов. Именно в качестве
пикировщика тип СБ-РК показал хорошие результаты. ВВС РККА тогда не
располагали подобными машинами, а опыт боев начала второй мировой войны в
Польше и в Финляндии показал как необходимость поражения малоразмерных целей,
так и преимущества Германии, обладавшим специально созданным одномоторным
пикировщиком Ju-87. Чисто внешне РК отличался от СБ
наличием аэродинамических тормозных решеток под крылом на его переднем
лонжероне, улучшенной формой мотогондол,
уменьшенной высотой вертикального оперения. Самолет был вооружен 4-мя
пулеметами ШКАС (из них -два в задней верхней и
нижней точках) и мог нести до 1500 кг бомб (при наружней
подвеске). Масса пустого самолета составляла 4430 кг, полетная масса-6650 кг,
а с перегрузкой- 7800 кг. Его скорость на высоте 4700 м составляла 480 км/ч,
крейсерская равнялась 320 км/ч, 3000 м он набирал за 7,25 мин. Потолок
составлял 10100 м. Дальность полета была 1500 км. В соответствии с постановлением правительства о
переименовании боевых самолетов, в приказе НКАП от 9 декабря 1940 г. СБ-РК
был переименован в Ар-2 (первые буквы фамилии главного конструктора и четная
цифра "2", с которой должна были начинаться нумерация всех машин
какого-либо КБ, если это были бомбардировщики, штурмовики, разведчики и
транспортники). Это объясняется тем, что вся работа по самолетам СБ, начиная с проектирования, велась бригадой
А.А.Архангельского - до 1936 г. под руководством А.Н.Туполева, а с весны 1938
г. самостоятельно на заводах. Несмотря на то, что скорость полета Ар-2 благодаря более
мощным двигателям, крылу меньшей площади и улучшенной аэродинамикой планера
возросла (так же как скороподъемность и потолок), имеющаяся информация об
испытаниях купленных в Германии истребителя Мессершмитта
Bf109E, говорила о том, что этого было явно недостаточно. Ар-2
уступал ему в скорости более чем на 60 км/ч. Кстати, немецкое влияние также
коснулось Ар-2 и не только в концепции его появления: такое техническое
решение, как автомат ввода и вывода самолета из пикирования, аналогичный установленому на Ju 88 - было
освоено в производстве на московском заводе N 213 и применялось на нем и
Пе-2. Согласно выписке из диспетчерского журнала Наркомата
авиационной промышленности СССР "Динамика производства самолетов" в
1940 г. был выпущен 71 Ар-2. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б)
"О программе выпуска самолетов и авиамоторов в 1941 г." N
2466-1096сс от 7 декабря 1940 г. устанавливала Наркомавиапрому
программу выпуска 1000 Ар-2 2М-105 в 1941 г, в том числе - 300 в первом
квартале, 300 во втором, 250 в третьем и 150 в четвертом. С первого квартала
1942 года выпуск этого самолета уже не предполагался. Выписка из
диспетчерского журнала Наркомата авиационной промышленности СССР по выпуску
самолетов в 1941 г. свидетельствует о том, что на 22-ом авиационном заводе в
первом квартале было изготовлено 122 Ар-2, в том числе в январе - 100, в
феврале - 20, а в марте - 2. "План текущих военных заказов для НКО,
НКВМФ и НКВД по авиационному вооружению на II квартал 1941 года"
(Приложение N1 к Постановлению Совнаркома Союза СССР N 908-383сс от 12 апреля
1941 г.) содержал информацию о поставке 3 Ар-2 для Наркомата Обороны. Имеются
подробные данные из "Плана переучивания летного
состава частей ВВС Красной армии на новой материальной части на 1941
г." от 19 февраля 1941 г. о получении соответствующими частями самолетов
Ар-2 и о сроках переучивания этих частей. 11 соединений должны были завершить
учебу к 1 мая 1941 года. Сменивший Ар-2 бомбардировщик нового поколения Пе-2
был создан в большой спешке, путем переделки высотного
дальнего истребителя в пикирующий бомбардировщик. Он сохранил большую
скорость своего прототипа, но по сравнению с более старыми СБ
и Ар-2 имел небольшую бомбовую нагрузку и относительно небольшую дальность. На долю Ар-2 выпали самые тяжелые дни Великой
Отечественной войны, в которой он принимал участие с самых первых дней. Так,
на 10 июля 1941 г. в армейской авиации 20-й Армии Западного фронта наряду с
11 исправными СБ находилось и 3 Ар-2, а в 22-й Армии
- 31 СБ и 9 Ар-2. В оборонительных боях за Москву был пример, когда уцелевшие
Ар-2 использовались наряду с другими устаревшими самолетами в специфических
условиях: 14 экипажей СБ, Ар-2, По-2 1-го ночного
бомбардировочного полка действуя в сложных метеоусловиях широко применяли
зажигательные бомбы, заставляя противника покинуть опорные пункты и зимние
помещения. Ар-2 использовался вплоть до конца 1944 года в частях ВВС и
морской авиации как пикирующий бомбардировщик и разведчик. (А.Степанов) |