Штурмовик Ил-2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Один из самых грозных боевых
самолетов Второй мировой войны Ильюшин Ил-2 производился в огромных
количествах. Советские источники называют цифру 36163 самолета. Характерной
особенностью двухместного самолета ЦКБ-55 или БШ-2, разработанного в 1938 г.
Сергеем Ильюшиным и его Центральным конструкторским бюро, была бронированная
оболочка, которая составляла единое целое с конструкцией фюзеляжа и защищала
экипаж, двигатель, радиаторы и топливный бак. Самолет прекрасно подходил к
определенной для него роли штурмовика, так как был хорошо защищен при
штурмовке с малых высот, но от него отказались в пользу более легкой
одноместной модели - самолета ЦКБ-57, который имел двигатель АМ-38 мощностью
1268 кВт (1700 л.с.), приподнятый, хорошо обтекаемый фонарь кабины пилота,
две пушки калибра 20 мм вместо двух из четырех установленных на крыле
пулеметов, а также подкрыльные ракетные пусковые установки. Первый опытный
образец поднялся в воздух 12 октября 1940 г. Серийные экземпляры, обозначенные Ил-2, в целом были
похожи на модель ЦКБ-57, но имели модифицированное лобовое стекло и
укороченный обтекатель задней части фонаря кабины пилота. Одноместный вариант
Ил-2 быстро доказал, что он является высокоэффективным оружием. Однако потери
в течение 1941-42 гг. из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались
очень велики. В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному варианту
Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. У самолета Ил-2М в
задней кабине под общим фонарем располагался стрелок. Два таких самолета
прошли летные испытания в марте, а серийные машины появились в сентябре 1942
г. Другие изменения включали установку более мощного двигателя АМ-38Ф, замену
двух 20-мм пушек ШВАК более эффективными 23-мм пушками ВЯ, а также различные
аэродинамические усовершенствования. Новый вариант самолета Ил-2 Тип 3 (или
Ил-2м3) впервые появился в Сталинграде в начале 1943 г. Проходивший испытания
в 1942 г. самолет имел новое крыло с прямой стреловидностью (150 по передней
кромке) на внешних консолях крыла. Благодаря значительному улучшению своих летных
характеристик и боевых качеств Ил-2 Тип 3 стал самым массовым вариантом
самолета Ил-2. Штурмовики Ил-2 использовались со значительно большим тактическим
эффектом в 1944-45 гг., после того как был тщательно продуман способ их
применения и в широком масштабе обеспечена поддержка истребителей. Усиление
вооружения включало кассеты, содержащие до 200 ПТАБ (противотанковых
авиационных бомб), использование противосамолетного гранатомета ДАГ-10, а
также установку на ограниченном количестве самолетов Ил-2 Тип 3М пары пушек
НС-11 или П-37 калибра 37 мм, которые находились в обтекателях. Самолеты Ил-2 использовались ВМС СССР для
противокорабельных операций, кроме этого, разрабатывались специализированные
бомбардировщики-торпедоносцы Ил-2Т. На суше этот самолет использовался при
необходимости для проведения разведки и постановки дымовых завес. На последнем году Второй мировой войны самолеты Ил-2
использовались польскими и чехословацкими подразделениями, летавшими
совместно с советскими. Эти штурмовики оставались на вооружении ВВС СССР на
протяжении нескольких послевоенных лет и чуть более длительное время в других
странах Восточной Европы. С сентября 1941 г. по апрель 1942 г. широко
испытывался экспериментальный самолет Ил-2, оснащенный звездообразным
двигателем М-82, но его серийное производство начато не было.
Учебно-тренировочный вариант самолета был известен под обозначениями У-Ил-2
или Ил-2У. |