Штурмовик Ил-10 |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы обеспечить замену
штурмовику Ил-2, в 1943 г. было разработано два разных опытных самолета.
Вариант Ил-8, сохранив близкое сходство с Ил-2, был оснащен более мощным
двигателем АМ-42, имел новое крыло, горизонтальное хвостовое оперение и
шасси, объединенные с фюзеляжем самолета Ил-2 позднего производства. Он
прошел летные испытания в апреле 1944 г., но от него отказались в пользу
Ил-10, который являлся совершенно новой разработкой цельнометаллической
конструкции и усовершенствованной аэродинамической формы. Главные стойки
шасси убирались внутрь крыла, в связи с чем с крыла исчезли большие
обтекатели, как у Ил-2. Положительные результаты испытаний опытного самолета
привели к выпуску партии предсерийных машин. Массовое производство было
начато в августе 1944 г., а оценка в действующих полках - два месяца спустя.
Впервые этот самолет стал использоваться в феврале 1945 г., а к весне его
производство достигло пика. Перед капитуляцией Германии многие полки были
переукомплектованы этими штурмовиками; значительное их количество принимало
участие в коротких, но широкомасштабных действиях против японских захватчиков
в Маньчжурии и Корее в течение августа 1945 г. Производство продолжалось и в послевоенный период. На
заводах Советского Союза было построено 4966 машин. Последний самолет покинул
сборочную линию в 1955 г. Кроме этого самолеты Ил-10 строились на чешском авиационном
заводе под обозначением B-33 и CB-33, причем последний являлся эквивалентом
учебно-тренировочного варианта самолета Ил-10У. Производство этих аппаратов в
Чехословакии прекратилось в 1954 г. после того, как были построены более 1200
экземпляров. С 1955 г. их производство в Советском Союзе сконцентрировалось
на самолете Ил-10М, который отличался совершенно новой формой крыла в плане с
более толстым профилем, слегка удлиненным фюзеляжем, а также повышенной
емкостью горючего и модифицированным шасси с увеличенной колеей. Ил-10
являлся основным самолетом, состоявшим на вооружении советских штурмовых
полков до 1956 г.; он также широко использовался странами Варшавского
Договора. КНДР использовала их на начальной стадии Корейской войны в 1950 г.
и понесла значительные потери, так как эти самолеты были совершенно
изношенными. Самолет Ил-10 был испытан с дополнительным ракетным
двигателем ЖРД-1 в хвостовой части фюзеляжа, но эта модификация не была
принята. Конструкторское бюро Ильюшина постоянно стремилось улучшить
последующие разработки штурмовиков, включая одноместный Ил-20 и самолет Ил-40
с двумя турбореактивными двигателями, но эти проекты не получили официального
одобрения. Была принята западная концепция тактического ударного истребителя.
|