Истребитель И-16 |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Одноместный истребитель
Поликарпов ЦКБ-12 был спроектирован весной 1933 г. Это был коренастый
свободнонесущий низкоплан со звездообразным двигателем, деревянным фюзеляжем
типа монокок и металлическим крылом с разрезными элеронами большого размаха,
которые служили посадочными закрылками. Основные стойки шасси вручную
убирались в крыло. Опытный самолет с двигателем М-22 мощностью 358 кВт (480
л.с.) совершил первый полет 31 декабря 1933 г. Самолет ЦКБ-12бис со
звездообразным двигателем Райт Циклон (Wright Cyclone) SR-1820-F3 мощностью
529 кВт (710 л.с.) поднялся в воздух 18 февраля 1934 г. С двигателем М-22
самолет развил максимальную скорость на уровне моря 359 км/час (233
миль/час), а с двигателем Циклон - на высоте 3000 м (9845 футов) достиг
скорости 437 км/час (272 миль/час). И-16 оказался очень строг в управлении,
но его скорость, маневренность и великолепная скороподъемность сделали эту
машину одним из лучших истребителей 30-хгг. Для оценочных испытаний была
построена партия из 30 самолетов с двигателями М-22, и 10 из них принимали
участие в параде над Москвой 1 Мая 1935 г. Производство окончено в 1939 г. Самолет И-16 был восстановлен в 1941-42 гг. с двигателем
М-63 мощностью 820 кВт (1100 л.с.). Всего произведено 7005 машин (по другим
данным 9450). С 1935 г. истребители серии И-16 Тип 4 (с импортным двигателем
Циклон) и Тип 5 (двигатель М-25) поставлялись в ВВС СССР. Поставки самолетов
Тип 5 в Испанию начались в 1936 г., затем последовали Тип 6 (М-25А) и Тип 10
(М-25В). Типы 5 и 6 были окрещены "Mosca" (муха), а Тип 10
"Super Mosca". В Испанию было поставлено 278 самолетов И-16; по
лицензии было произведено до марта 1939 г. 10 машин Тип 10 - компанией
Испано-Сюиза (Hispano-Suiza), 30 экземпляров построено при режиме Франко. Самолеты И-16 сражались в Китае в 1937 г.,
переукомплектовав две эскадрильи И-15бис. В 1938 г. истребители И-16 Тип 10
начали поступать в китайские подразделения, а в 1939 г. они были вовлечены в
воздушные бои на маньчжурской границе. Самолеты И-16 приняли заметное участие
в зимней войне с Финляндией в 1939-40 гг. К июню 1941 г., когда они оказались
уже устаревшими, две трети истребителей советских ВВС составляли именно
самолеты И-16. Они понесли тяжелые потери. В конце 1943 г. самолеты И-16 были окончательно списаны.
И-16 стал предшественником всех истребителей конструкции свободнонесущий
низкоплан с убирающимся шасси, использовавшихся в крупном масштабе. |