Истребитель И-153 |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
В 1937 г. Николай Николаевич
Поликарпов получил указание создать более совершенный самолет на базе И-15бис.
Возглавлял конструкторов А. Н. Щербаков; работа началась осенью 1937 г., а
опытный самолет поднялся в воздух уже летом 1938 г. Первые поставки нового истребителя Поликарпов И-153 Чайка
в советские ВВС начались в мае 1939 г. с московских авиационных заводов N1 и
N156. Базовая компоновка фюзеляжа и хвостового оперения самолета И-15бис была
сохранена (хотя улучшена и конструкционно усилена). Крылья одностоечного
биплана имели положительный вынос, при этом верхнее крыло было встроено в
верхнюю часть фюзеляжа, как у модели И-15. Основные стойки убирающегося в
отличие от И-15 шасси были спроектированы таким образом, чтобы убираться
назад и во время уборки поворачиваться на 90°, чтобы колеса ложились
плоскостью в профиле крыла. Ранние серийные самолеты, сохранившие воздушный
винт AВ-1 и двигатель М-25В самолета И-15бис, развивали максимальную скорость
415 км/час (258 миль/час). Позднее был установлен более мощный двигатель М-62 с
двухступенчатым (двухскоростным) нагнетателем; на некоторых моделях вместо стандартных
пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) устанавливались четыре пулемета БС
калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Также были установлены пусковые направляющие для
реактивных снарядов РС-82, которые могли подвешиваться вместо бомбовой
нагрузки массой 200 кг (441 фунт). Находившиеся на вооружении самолеты иногда
оборудовали убирающимися лыжами и креплениями для дополнительных топливных
баков. Серийно И-153 выпускался до осени 1940 г. (всего
построено 3437 машин). Первые серийные самолеты были отправлены в 70-й
истребительный авиаполк, принимавший участие в боевых действиях летом 1939 г.
на маньчжурской границе. Самолеты этого типа участвовали в зимней войне 1939-40
гг. против Финляндии. Они составляли значительную часть советского парка
истребителей к июню 1941 г. и понесли тяжелые потери в первые дни войны.
Когда появились современные истребители схемы моноплан, самолеты И-153 были
переданы в штурмовые подразделения, некоторые использовались до 1943 г. В
начале 1940 г. 93 самолета И-153 были поставлены в Китай для использования
против Японии. Единственным другим иностранным пользователем И-153 была
Финляндия (22 захваченных самолета). |