Истребитель И-15bis |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Созданный на основе модели И-5,
опытный биплан ЦКБ-3, спроектированный Поликарповым, отличался вмонтированным
в фюзеляж верхним крылом, I-образными межкрыльевыми стойками и
свободнонесущими балочными основными стойками шасси, на которые можно было
установить обтекатели колес. В. П. Чкалов совершил на нем первый полет в
октябре 1933 г. На самолет ЦКБ-3 был установлен импортный звездообразный
двигатель Райт Циклон (Wright Cyclone) SGR-1820-F3 мощностью 529 кВт (710
л.с.), имевший кольцевой капот Тауненда. Производство началось в 1934 г., и, поскольку не было
более мощного двигателя, 404 серийных самолета И-15 Чайка, построенных до
1936 г., имели звездообразный двигатель М-22 мощностью 358 кВт (480 л.с.),
который ограничивал максимальную скорость до 320 км/час (199 миль/час).
Следующие 59 самолетов имели двигатель Циклон SGR-1820-F3 с двухлопастным
винтом Гамильтона (Hamilton). И двигатели, и винты были импортированы из США,
а опытный самолет этой партии испытывался под обозначением ЦКБ-3бис в ноябре
1935 г. 21 ноября с самолета ЦКБ-3бис было снято все лишнее, и он поднялся до
рекордной в СССР высоты 14575 м (47818 футов), пилотируемый Владимиром
Коккинаки. Все эти самолеты были вооружены спаренными синхронизированными
пулеметами ПВ-1, но последние 270 машин, оборудованные советским двигателем
М-25 с винтом АВ-1 (созданными соответственно на основе силовой установки Райт
и винта Гамильтон), имели по четыре пулемета. Последние самолеты И-15 были
поставлены в 1937 г., на некотором количестве самолетов с двигателями М-22
впоследствии были установлены моторы М-25. Истребители И-15 зарекомендовали себя как очень
маневренные и эффективные машины. Они сражались с японцами на маньчжурской
границе в 1938 г., и 155 машин воевали на стороне республиканцев в 1937 г. в
Испании, где были вооружены двумя пулеметами ШКАС и назывались
"Чато" (курносый). Правительство Испании построило по лицензии 287
самолетов И-15. Летные испытания прошли 12 экземпляров варианта самолета И-15
с прямым верхним крылом, в начале 1937 г. совершил полет опытный самолет
ЦКБ-3тер; он имел более мощный звездообразный двигатель M-25В, расположенный
под капотом с длинной хордой, и модифицированное шасси с обтекателями колес;
отличался верхним крылом, обычный центроплан которого был прикреплен к
фюзеляжу с помощью пары скошенных N-образных стоек. Задняя кромка этого крыла
имела вырез прямо над кабиной пилота. Как и на самолете И-15, элероны имелись
только на верхнем крыле. Получивший обозначение И-15бис или альтернативное
И-152, этот истребитель первоначально был вооружен четырьмя
синхронизированными пулеметами ПВ-1 калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), но на более
поздних моделях они были заменены более эффективными пулеметами ШКАС того же
калибра; небольшое количество машин летало со спаренными пулеметами БС
калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Самолет И-15 переносил четыре бомбы массой 20 кг
(44 фунта) на подкрыльевых креплениях, а модель И-15бис имела максимальную
бомбовую нагрузку 150 кг (331 фунт). Производство истребителей И-15бис было прекращено в
начале 1939 г. на 2408-м экземпляре. Они использовались в операциях против
японцев в 1938-39 гг. и сыграли важную роль в зимней войне 1939-40 гг. против
Финляндии. Примерно 93 самолета были переправлены через Францию в
республиканскую Испанию для подкрепления самолетам Чато (Chato) в последние
месяцы 1938 г. Из них только 30 достигли пункта назначения, но они приняли
незначительное участие в боевых действиях и вернулись обратно во Францию
перед падением Испанской республики в 1939 г. Самолеты этого типа были
прозваны "Супер Чато" ("Super Chato"). В 1937-38 гг.
четыре советские эскадрильи были направлены в Китай, подвергшийся нападению Японии.
К ним присоединилось еще не менее 186 истребителей И-15бис, поставленных
военной авиации Китая, но они имели переменный успех, так как в последний
период их превзошли японские истребители. В июне 1941 г. более 1000 истребителей И-15бис продолжали
использоваться в советских ВВС. Большинство из них, однако, использовались
для ближней поддержки и атак наземных целей, до того, как их заменил
штурмовик Илюшина Ил-2. Многие из них были потеряны в первые месяцы немецкого
вторжения, и к концу 1942 г. этот тип самолетов исчез из состава фронтовых
подразделений. |