НА ГЛАВНУЮ

Список событий

Назад


ОБОРОНА ЛЕНИНГРАДА. НАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТCКИХ ВОЙСК В РАЙОНАХ РЖЕВА И ВОРОНЕЖА
Наступление советских войск в районах Ржева и Воронежа 2


Активные боевые действия велись и в районе Воронежа. Остановив наступление немецких войск на этом направлении в начале июля 1942 г., войска Брянского и вновь созданного Воронежского фронтов в течение лета и осени не позволили врагу снять отсюда силы для переброски на юг.

Наступательные операции, которые велись отдельными армиями или соединениями, начались на воронежском участке, как только положение сторон несколько стабилизировалось.

Войска Брянского фронта силами правого крыла - 3-я армия генерала П. П. Корзуна и 48-я армия генерала Г. А. Халюзина - с июня 1942 г. приступили к созданию прочной обороны. На левом крыле, отразив все попытки врага продвинуться вдоль Дона к северу, войска 13-й армии генерала Н. П. Пухова, 5-й танковой армии генерала А. И. Лизюкова и отдельные соединения фронта с первых чисел июля также перешли к обороне. Против них действовала 2-я немецкая армия.

Южнее Воронежа против 60, 40 и 6-й армий Воронежского фронта развернулась вдоль правого берега Дона 2-я венгерская армия, выдвинутая из резерва группы армий "Б".

Первое наступление Брянский фронт под командованием генерала Н. Е. Чибисова начал 8 июля в общем направлении Тербуны (70 км северо-западнее Воронежа), Урицкое, Набережное с задачей уничтожить группировку противника, прорвавшуюся на восточный берег реки Олым, а затем развивать удар в направлении Волово. В наступлении участвовало несколько танковых, кавалерийских и стрелковых соединений фронта. Однако наступление развития не получило.

Воронежский фронт, которым командовал генерал Ф. И. Голиков, а с 14 июля-генерал Н. Ф. Ватутин, предпринял первую частную операцию 12 июля с ближайшей целью освободить захваченную врагом часть Воронежа. В операции участвовали войска 60-й армии генерала И. Д. Черняховского и 40-й армии генерала М. М. Попова, но и эта операция успеха не имела. Удалось лишь очистить от немцев небольшой район северной части города.

В связи с тем что 60-я армия, наступавшая по левому берегу Дона, выдвинулась и вела затяжные бои на северной окраине Воронежа, а левое крыло Брянского фронта задержалось на правом берегу реки северо-западнее города, создалась угроза возможного форсирования противником Дона, выхода его на реку Воронеж и окружения войск 60-й армии. Поэтому Ставка 17 июля потребовала от Брянского фронта начать активные наступательные действия вдоль правого берега Дона на Семилуки (8 км западнее Воронежа) с задачей очистить от противника и занять этот берег до притока Дона - реки Ведуга. Для выполнения поставленной задачи командующий фронтом генерал К. К. Рокоссовский, назначенный на эту должность 14 июля, создал оперативную группу под командованием генерала Н. Е. Чибисова в составе пяти стрелковых дивизий, стрелковой бригады, двух танковых корпусов и двух отдельных танковых бригад с артиллерийскими и минометными частями усиления.

Оперативная группа в ночь на 18 июля сменила части 5-й танковой армии и, подготовившись к наступлению, 21 июля при поддержке авиации фронта (было проведено около 360 самолето-вылетов) прорвала оборону противника. Освободив несколько мелких населенных пунктов, группа, встретив сильное сопротивление противника, не смогла его преодолеть и вынуждена была 24 июля перейти к обороне.

Причинами неудач предпринятых операций явились отсутствие достаточного опыта в подготовке и ведении наступления, а также недооценка врага, в частности характера его обороны, прорыв которой требовал от войск более тщательной подготовки. Оперативные цели всех трех наступлений в районе Воронежа в июле 1942 г. не были достигнуты, но активные действия обоих фронтов дали определенный положительный результат: немецкое командование было вынуждено полностью сохранять в районе Воронежа группировку своих войск, не имея возможности перебрасывать оттуда соединения для усиления 4-й танковой и 6-й немецких армий, выдвигавшихся в июле в большую излучину Дона для удара в сторону Сталинграда и на Кавказ.

В то же время в июле войска Воронежского фронта успешно провели две частные наступательные операции. Первая была предпринята в середине июля в районе Коротояка, где противник недалеко от города захватил плацдарм на левом берегу Дона. Цель операции заключалась в ликвидации вражеского плацдарма и захвате плацдарма на противоположном берегу Дона. Задачу выполняла 174-я стрелковая дивизия генерала С. И. Карапетяна. Стремительным ударом ей удалось выбить врага из Коротояка и потеснить его на правом берегу Дона на фронте 5 км и на глубину 3 км. Противник не ожидал такого исхода. Начались беспрерывные попытки выбить советские части с захваченного плацдарма. Настойчивые атаки не прекращались в течение недели. Командующий 2-й венгерской армией дополнительно подтянул две дивизии. Командование группы армий "Б" направило в этот район одну немецкую дивизию и 100 танков. Однако воины 174-й стрелковой дивизии 40-й армии стойко отразили все атаки. Только по приказу командующего фронтом командир дивизии во избежание излишних потерь отвел свои части на левый берег реки. За умелые наступательные действия и стойкость в обороне, проявленные в боях в районе Коротояка, 174-я стрелковая дивизия была преобразована в гвардейское соединение.

Важная наступательная операция была проведена войсками Воронежского фронта в конце июля в районе 55 км южнее Воронежа. Цель ее состояла в том, чтобы захватить плацдарм на правом берегу Дона в районе 1-е Сторожевое. Операция осуществлялась войсками 6-й армии генерала Ф. М. Харитонова. Главный удар наносила 25-я гвардейская стрелковая дивизия, которую поддерживали несколько артиллерийских полков и дивизионов полевой реактивной артиллерии. Поставленная дивизии задача была выполнена успешно: наступавшие части захватили на правом берегу Дона удобный плацдарм в районе 1-е Сторожевое, Урыво-Покровское (13 км по фронту и 8 км в глубину). Воины дивизии удержали его до начала Острогожско-Россошанской наступательной операции Воронежского фронта в январе 1943 г., когда этот плацдарм был использован как трамплин для наступления ударной группировки 40-й армии.

В августе 1942 г. войска Воронежского фронта начали готовиться к новой наступательной операции. В ее задачи входили разгром вражеской группировки в районе Воронежа, освобождение города и захват плацдарма на правом берегу Дона.

Для выполнения этих задач привлекались основные силы фронта, а также 38-я армия Брянского фронта. По решению командующего Воронежским фронтом удары намечалось нанести из района Подгорное и Прилуки войсками 60-й и 40-й армий в общем направлении на Семилуки. Одновременно 38-я армия левофланговыми соединениями должна была наступать в южном направлении вдоль правого берега Дона на Нижнюю Верейку, Ольховатку, содействуя основным силам Воронежского фронта в окружении и уничтожении врага в районе Воронежа. Ставка утвердила план совместной операции двух фронтов.

"Во второй половине августа,- вспоминал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский,- меня внезапно вызвали в Ставку. У Сталина я застал и Н. Ф. Ватутина. Рассматривался вопрос об освобождении Воронежа. Ватутин предлагал наступать всеми силами Воронежского фронта непосредственно на город. Мы должны были помочь ему, сковывая противника на западном берегу Дона активными действиями левофланговой 38-й армии...

Сталин утвердил предложение Ватутина, обещав при этом усилить Воронежский фронт дополнительными соединениями из резерва Ставки, а также гвардейскими минометными полками, вооруженными реактивными установками М-31 со снарядами большой разрушительной мощности.

Для централизации управления войсками Ставка приказала 38-ю армию в полном составе со средствами усиления 2 сентября передать из Брянского в Воронежский фронт. Кроме того, в Воронежский фронт прибыли из резерва Ставки четыре хорошо укомплектованные стрелковые дивизии, которые планировалось использовать во втором эшелоне оперативного построения войск для развития и закрепления успеха. Большая работа была проведена по доукомплектованию дивизий: их численность за счет фронтовых и армейских тыловых частей доводилась до 5 тыс. человек. Боеприпасы были отпущены из расчета по полтора боекомплекта для артиллерии средних калибров и по два - для крупных.

При подготовке операции, начало которой было назначено на 9 сентября, командующий фронтом генерал Н. Ф. Ватутин провел занятия с командармами и проиграл с ними на карте и рельефном плане всю динамику предстоявших действий. В свою очередь командармы лично провели занятия с командирами дивизий и полков. Особое внимание уделялось отработке вопросов взаимодействия родов войск. Приняты меры по перемещению поближе к переднему краю обороны пунктов управления.

7 сентября, в самый разгар подготовки к наступлению, пришло неожиданное распоряжение Ставки в тот же день отправить в район Сталинграда четыре стрелковые дивизии, полученные фронтом для проведения операции. В связи с этим операцию было приказано временно отложить.

Выполнив указание об отправке дивизий в район Сталинграда, командующий Воронежским фронтом убедил И. В. Сталина в возможности проведения операции имевшимися силами.

15 сентября развернулось наступление, продолжавшееся десять суток. С самого начала операция развивалась крайне медленно. Одной из причин была слабая эффективность артиллерийской подготовки атаки. Это было следствием недооценки прочности каменных построек, используемых немцами для обороны. Артиллерия не смогла их разрушить, и атакующие пехота и танки были встречены сильным огнем противника. В течение первых двух дней наступления 40-я армия генерала М. М. Попова добилась лишь незначительного тактического успеха: овладела пригородом Воронежа - Чижовкой и очистила от противника несколько улиц в центре города. 60-я армия не имела никакого успеха, а 38-я - захватила деревню Гнездилово. В целом операция терпела неудачу. Командующий фронтом и командующий 40-й армией предпринимали решительные меры, стремясь изменить обстановку. В Чижовку ночью был переправлен 25-й танковый корпус генерала П. П. Павлова. Боевые машины двигались по каменной дамбе, покрытой полуметровым слоем воды. Немецкой воздушной разведке не удалось обнаружить корпус. Появление советских танков в Чижовке явилось для гитлеровского командования полной неожиданностью. Однако ввод в сражение танкового корпуса не сломил сопротивление противника на южной окраине Воронежа. Наступавшие в боевых порядках пехоты танки находились в невыгодном положении. Противник имел возможность поражать прицельным огнем атакующие советские войска на открытой местности.

В течение недели шла ожесточенная борьба. Каждый день сражения показывал, что развить наступление не удается. 28 сентября по распоряжению Ставки Воронежский фронт прекратил попытки продолжать наступление и перешел к жесткой обороне. Полоса действий фронта к концу операции была расширена к югу по реке Дон на 100 км - от Бабки до Верхнего Мамона.

Таким образом, и сентябрьское наступление Воронежского фронта не увенчалось успехом. Недостаток сил в войсках фронта, слабая обеспеченность их материальными средствами, упорное сопротивление 2-и немецкой армии, опиравшейся на хорошо подготовленные оборонительные позиции,- все это явилось причиной того, что советские войска не смогли достичь намеченных целей.

Однако, оценивая действия войск в целом, генерал армии М. И. Казаков, бывший в то время начальником штаба фронта, пишет: "Даже не всегда удачные, но активные действия войск Воронежского фронта в течение лета 1942 года серьезно обеспокоили вражеское командование. Мы "висели" над флангом группы армий "Б", и противника нервировало любое, самое незначительное наше продвижение к югу или юго-западу. Он беспокоился за свои весьма растянутые коммуникации в направлении Сталинграда.

Не прошло бесследно и в общем-то огорчительное для нас сентябрьское наступление наших войск в районе Воронежа. Оно настолько встревожило противника, что сюда стали стягиваться силы с других направлений... Воронежский фронт удерживал перед собой не менее тридцати вражеских дивизий, которые очень бы пригодились немецкому командованию под Сталинградом".

 


НА ГЛАВНУЮ

Список событий

Назад


Hosted by uCoz